Просмотр сообщения
← перейти к гостевой книге
15 сентября 2010, 13:54 ::
с. Шевченково, Украина
Растет в Волгограде березка…
Как-то вечером включил радиоприемник и комнату заполнила широкая, распевная мелодия. Пела Л. Зыкина. Пела ровно, негромко, словно прислушиваясь к чему-то далекому:
Ты тоже родился в России,
В краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне береза,
Береза под каждым окном.
На каждой весенней полянке
Веселый живой хоровод,
Но есть в Волгограде березка,
Увидишь - и сердце замрет.
Вдруг усиливаются полные драматизма слова песни:
Трава под березкой не смята,
Никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
Чтоб кто-то о нем горевал.
И плакал светло, как невеста,
И помнил навеки, как мать.
Ты тоже родился солдатом,
Тебе ли того не понять.
Песня взволновала до глубины души, ведь она написана в память погибших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны композитором Григорием Пономаренко. А родилась она именно в Волгограде, на Мамаевом кургане, за который велись ожесточенные бои.
Отгремела война, залечила земля свои раны, но не стихала боль утрат в сердцах вдов, матерей, жен, сыновей и дочерей. И решили они посадить парк на Мамаевом кургане. Сажали деревца и прикрепляли к ним дощечки с именами погибших. Особенно трудно приживались березки на этой выжженной снарядами земле.
Ее привезли издалека
В края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
К огню волгоградской земли.
Как долго она тосковала
О светлых лесах на Руси.
Лежат под березкой ребята,
Ты лучше у них расспроси.
И сколько было радости у волгоградцев, когда несколько березок выжило. С какой любовью они ухаживали за ними, поливали знойным летом. И каждой весной склоняют они в молчаливой грусти свои зеленые ветки над солдатскими могилами.
Приехав в Волгоград, композитор несколько раз посещал это священное место, так как у него возникла мысль создать песню-реквием героям Сталинградской битвы.
Однажды он пришел на курган очень рано, чтобы побыть наедине и прочувствовать те грозные бои, которые здесь гремели. Уже издали увидел какую-то женщину. Подошел поближе. Старушка в черном платке сидела под березой возле солдатской могилы. С ветвей березки скатывались капли росы и, сливаясь с горючей материнской слезой, спадали на поросший травой холмик. Позже Григорию Федоровичу рассказали, что у этой старушки погибли на фронте сыновья. Она не знала, где их могилы и поэтому ходила на курган и в стужу, и в зной. Под впечатлением увиденного и услышанного и родилась песня «Растет в Волгограде березка» на стихи местной поэтессы Маргариты Агашиной. Но жизнь песне дает певец. Еще вначале работы над ней Григорий Пономаренко знал, что доверит ее исполнение Людмиле Зыкиной. Ведь в годы войны 12-летней девчонкой она стала за токарный станок на заводе, а после смены помогала матери, которая работала санитаркой в госпитале, ухаживать за больными. Чтобы хоть как-то приглушить их боль, она пела им народные песни, услышанные от своей бабушки. И он не ошибся. Именно Людмила Зыкина сумела передать все те чувства, заложенные композитором в песню, донести их слушателю.
Вскоре песня облетела всю страну, а затем перешагнула границы Родины и зазвучала на подмостках многих странах мира.
Огромное количество писем получили ее авторы, но в адрес певицы их пришло больше всего. Одно из них особенно дорого ей: старенькая учительница из-под Киева, единственный сын которой погиб под Сталинградом, просила Людмилу Георгиевну: “Можно, чтобы и мой сынок лежал под Вашей березкой”? Читала артистка эти строки и плакала.
Где только не слышали – и на Родине , и за рубежом, как выводит она своим необыкновенно ласковым, звучным голосом слова берущей за душу песни:
Ты тоже родился в России,
В березовом милом краю.
Теперь, где ни встретишь березку,
Ты вспомни березку мою.
Ее молчаливые плечи,
Ее молчаливую грусть…
И с каким накалом произносит она последние строки песни:
Растет в Волгограде березка,
Попробуй ее позабудь.
Она призывает нас, живых, не забывать о тех, кто не вернулся с полей сражений и благодаря которым мы видим небо голубое и траву у дома.
Прошли годы, не один десяток лет прибавилось этой песне, но звучит она и сегодня, волнуя наши сердца.
« предыдущее . следующее »
Растет в Волгограде березка…
Как-то вечером включил радиоприемник и комнату заполнила широкая, распевная мелодия. Пела Л. Зыкина. Пела ровно, негромко, словно прислушиваясь к чему-то далекому:
Ты тоже родился в России,
В краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне береза,
Береза под каждым окном.
На каждой весенней полянке
Веселый живой хоровод,
Но есть в Волгограде березка,
Увидишь - и сердце замрет.
Вдруг усиливаются полные драматизма слова песни:
Трава под березкой не смята,
Никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
Чтоб кто-то о нем горевал.
И плакал светло, как невеста,
И помнил навеки, как мать.
Ты тоже родился солдатом,
Тебе ли того не понять.
Песня взволновала до глубины души, ведь она написана в память погибших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны композитором Григорием Пономаренко. А родилась она именно в Волгограде, на Мамаевом кургане, за который велись ожесточенные бои.
Отгремела война, залечила земля свои раны, но не стихала боль утрат в сердцах вдов, матерей, жен, сыновей и дочерей. И решили они посадить парк на Мамаевом кургане. Сажали деревца и прикрепляли к ним дощечки с именами погибших. Особенно трудно приживались березки на этой выжженной снарядами земле.
Ее привезли издалека
В края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
К огню волгоградской земли.
Как долго она тосковала
О светлых лесах на Руси.
Лежат под березкой ребята,
Ты лучше у них расспроси.
И сколько было радости у волгоградцев, когда несколько березок выжило. С какой любовью они ухаживали за ними, поливали знойным летом. И каждой весной склоняют они в молчаливой грусти свои зеленые ветки над солдатскими могилами.
Приехав в Волгоград, композитор несколько раз посещал это священное место, так как у него возникла мысль создать песню-реквием героям Сталинградской битвы.
Однажды он пришел на курган очень рано, чтобы побыть наедине и прочувствовать те грозные бои, которые здесь гремели. Уже издали увидел какую-то женщину. Подошел поближе. Старушка в черном платке сидела под березой возле солдатской могилы. С ветвей березки скатывались капли росы и, сливаясь с горючей материнской слезой, спадали на поросший травой холмик. Позже Григорию Федоровичу рассказали, что у этой старушки погибли на фронте сыновья. Она не знала, где их могилы и поэтому ходила на курган и в стужу, и в зной. Под впечатлением увиденного и услышанного и родилась песня «Растет в Волгограде березка» на стихи местной поэтессы Маргариты Агашиной. Но жизнь песне дает певец. Еще вначале работы над ней Григорий Пономаренко знал, что доверит ее исполнение Людмиле Зыкиной. Ведь в годы войны 12-летней девчонкой она стала за токарный станок на заводе, а после смены помогала матери, которая работала санитаркой в госпитале, ухаживать за больными. Чтобы хоть как-то приглушить их боль, она пела им народные песни, услышанные от своей бабушки. И он не ошибся. Именно Людмила Зыкина сумела передать все те чувства, заложенные композитором в песню, донести их слушателю.
Вскоре песня облетела всю страну, а затем перешагнула границы Родины и зазвучала на подмостках многих странах мира.
Огромное количество писем получили ее авторы, но в адрес певицы их пришло больше всего. Одно из них особенно дорого ей: старенькая учительница из-под Киева, единственный сын которой погиб под Сталинградом, просила Людмилу Георгиевну: “Можно, чтобы и мой сынок лежал под Вашей березкой”? Читала артистка эти строки и плакала.
Где только не слышали – и на Родине , и за рубежом, как выводит она своим необыкновенно ласковым, звучным голосом слова берущей за душу песни:
Ты тоже родился в России,
В березовом милом краю.
Теперь, где ни встретишь березку,
Ты вспомни березку мою.
Ее молчаливые плечи,
Ее молчаливую грусть…
И с каким накалом произносит она последние строки песни:
Растет в Волгограде березка,
Попробуй ее позабудь.
Она призывает нас, живых, не забывать о тех, кто не вернулся с полей сражений и благодаря которым мы видим небо голубое и траву у дома.
Прошли годы, не один десяток лет прибавилось этой песне, но звучит она и сегодня, волнуя наши сердца.
« предыдущее . следующее »
Гостевые книги для сайтов — сервис G66.ru