Просмотр сообщения
← перейти к гостевой книге
12 июня 2021, 19:59 ::
Здравствуйте, Двамал!
На сайте есть страницы, посвященные могилам супруг Александра Пушкина и Льва Толстого. Хочется вспомнить и еще одну знаменитую писательскую жену – Анну Григорьевну Достоевскую, урожденную Сниткину. История знакомства Анны Григорьевны с Федором Михайловичем широко известна. Она нашла свое отражение и в литературе, и в кинематографе. Писатель, стесненный своим обязательством перед издателем в крайне быстрый срок написать роман «Игрок», нанимает стенографистку. Отношения между пережившим много невзгод Достоевским и молодой Сниткиной перерастают рамки чисто деловых. Писатель сделал ей предложение, приведшее к браку. Анна Григорьевна стала для нашего классика, как говорится, настоящим ангелом-хранителем. Она даже, возможно, продлила годы его жизни. Оставшись вдовой в 35 лет, она в дальнейшем посвятила себя собиранию различных материалов, связанных с судьбой ее гениального почившего супруга. Анна Григорьевна скончалась в период русской смуты – в 1918 году – в Ялте. Она была погребена на известном ялтинском некрополе на Поликуровском холме. Вспоминают, что за ее могилой ухаживала жившая в крымском курорте сестра Чехова – Мария Павловна. Поклонники Достоевского, приезжающие в Ялту, посещали Поликуровское кладбище, чтобы почтить память столь много сделавшей для писателя его жены. Но в 1968 году было принято решение о переносе праха Анны Григорьевны в Ленинград для захоронения в Александро –Невской лавре рядом с могилой Федора Михайловича.
История перезахоронения Анны Достоевской свидетельствует об очень своеобразном и противоречивом отношении советской власти к личности и творчеству Достоевского. Известно, что среди титанов русской литературы этот автор был известен наиболее консервативной общественной позицией и своей крайней оппозицией к социалистическому движению. Тем не менее, как это ни странно, пришедшие к власти в 1917 году большевики сделали для прославления личности Достоевского намного больше, чем власти рухнувшей Российской империи. Имя Достоевского было включено в утвержденный Лениным план «Монументальной пропаганды» по увековечиванию великих деятелей прошлого. В 1918 году монумент Достоевскому работы скульптора Меркурова был торжественно открыт на Цветном бульваре в Москве. В период НЭПа в столице был создан первый в мире музей Достоевского. В 20-е годы Достоевской являлся одним из широко издаваемых авторов. Был напечатан даже столь крамольный с точки зрения большевистской власти роман «Бесы». Достоевского экранизировали в раннем советском кино. Надо отметить, что в 20-е годы власти увековечивали многих русских писателей. Еще при жизни Ленина, в 1922 году объявляются заповедником усадьбы Михайловское и Тригорское в Пушкинских горах. Годом ранее в 1921 году был создан музей Льва Толстого в Ясной Поляне. В том же 1921 году государственным заповедником была объявлена усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново. В 1929 году в Москве был открыт памятник драматургу Островскому. Но все же Достоевский, вследствие своего столь ярко выраженного консерватизма, выпадает из рядов этих литераторов. Тем удивительнее столь большое внимание к Достоевскому со стороны большевиков.
Но со второй половины 30-х отношение высшей власти к Достоевскому стало меняться. Уже в 1936 году его памятник был убран с парадного места на Цветном бульваре и перенесен во двор Мариинской больницы. В подготовленном перед войной новом школьном учебнике по литературе исчезло имя Достоевского. Произведения Достоевского перед войной были исключены и из учебной программы для ВУЗов. Оказались приостановлены и киноэкранизации Достоевского. Последней лентой, снятой по произведениям писателя, стал фильм 1934 года «Петербургская ночь» с участием Любови Орловой. Ситуация с опалой Достоевского не изменилась и в послевоенные годы. Его творческой реабилитации видимо мало способствовала начатая Сталиным в 1948 году новая, уже послевоенная кампания по борьбе с религией, сопровождаемая очередными арестами священников и закрытием церквей.
Ситуация для творчества Достоевского стала благотворно меняться после смерти Сталина -в период хрущевской оттепели. Федор Михайлович был вновь признан, как в послереволюционные и 20-е годы, великим писателем и возвращен в учебную программу. Можно сказать, что Достоевский, подобно Есенину, Грину, Ильфу с Петровым, Бабелю, Цветаевой, Мандельштаму и многим другим крупнейшим авторам, был литературно реабилитирован. Его произведения возвращаются на сцены театров и экраны кинозалов. В 1957году Георгий Товстоногов поставил в БДТ свой классический спектакль «Идиот», где Мышкина играл Смоктуновский. Один из влиятельнейших кинодеятелей, глава Мосфильма Иван Пырьев, начиная с 1958 года, последовательно экранизировал «Идиота», «Белые ночи» и «Братьев Карамазовых». В 1960 году актер Александр Борисов, выступив в роли режиссера, создал замечательную киноверсию рассказа Достоевского «Кроткая».
Перезахоронение Анны Достоевской можно рассматривать в качестве череды мероприятий советской власти по признанию роли Достоевского в русской культуре. Оно даже является своего рода символом примирения с Достоевским. Все-таки надо признать, что за исключением сравнительно недолгого позднесталинского периода с конца 30-х до начала 50-х годов, государственная власть СССР, признавая свои идеологические разногласия с писателем, в то же время отдавала должное его литературному гению.
« предыдущее . следующее »
На сайте есть страницы, посвященные могилам супруг Александра Пушкина и Льва Толстого. Хочется вспомнить и еще одну знаменитую писательскую жену – Анну Григорьевну Достоевскую, урожденную Сниткину. История знакомства Анны Григорьевны с Федором Михайловичем широко известна. Она нашла свое отражение и в литературе, и в кинематографе. Писатель, стесненный своим обязательством перед издателем в крайне быстрый срок написать роман «Игрок», нанимает стенографистку. Отношения между пережившим много невзгод Достоевским и молодой Сниткиной перерастают рамки чисто деловых. Писатель сделал ей предложение, приведшее к браку. Анна Григорьевна стала для нашего классика, как говорится, настоящим ангелом-хранителем. Она даже, возможно, продлила годы его жизни. Оставшись вдовой в 35 лет, она в дальнейшем посвятила себя собиранию различных материалов, связанных с судьбой ее гениального почившего супруга. Анна Григорьевна скончалась в период русской смуты – в 1918 году – в Ялте. Она была погребена на известном ялтинском некрополе на Поликуровском холме. Вспоминают, что за ее могилой ухаживала жившая в крымском курорте сестра Чехова – Мария Павловна. Поклонники Достоевского, приезжающие в Ялту, посещали Поликуровское кладбище, чтобы почтить память столь много сделавшей для писателя его жены. Но в 1968 году было принято решение о переносе праха Анны Григорьевны в Ленинград для захоронения в Александро –Невской лавре рядом с могилой Федора Михайловича.
История перезахоронения Анны Достоевской свидетельствует об очень своеобразном и противоречивом отношении советской власти к личности и творчеству Достоевского. Известно, что среди титанов русской литературы этот автор был известен наиболее консервативной общественной позицией и своей крайней оппозицией к социалистическому движению. Тем не менее, как это ни странно, пришедшие к власти в 1917 году большевики сделали для прославления личности Достоевского намного больше, чем власти рухнувшей Российской империи. Имя Достоевского было включено в утвержденный Лениным план «Монументальной пропаганды» по увековечиванию великих деятелей прошлого. В 1918 году монумент Достоевскому работы скульптора Меркурова был торжественно открыт на Цветном бульваре в Москве. В период НЭПа в столице был создан первый в мире музей Достоевского. В 20-е годы Достоевской являлся одним из широко издаваемых авторов. Был напечатан даже столь крамольный с точки зрения большевистской власти роман «Бесы». Достоевского экранизировали в раннем советском кино. Надо отметить, что в 20-е годы власти увековечивали многих русских писателей. Еще при жизни Ленина, в 1922 году объявляются заповедником усадьбы Михайловское и Тригорское в Пушкинских горах. Годом ранее в 1921 году был создан музей Льва Толстого в Ясной Поляне. В том же 1921 году государственным заповедником была объявлена усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново. В 1929 году в Москве был открыт памятник драматургу Островскому. Но все же Достоевский, вследствие своего столь ярко выраженного консерватизма, выпадает из рядов этих литераторов. Тем удивительнее столь большое внимание к Достоевскому со стороны большевиков.
Но со второй половины 30-х отношение высшей власти к Достоевскому стало меняться. Уже в 1936 году его памятник был убран с парадного места на Цветном бульваре и перенесен во двор Мариинской больницы. В подготовленном перед войной новом школьном учебнике по литературе исчезло имя Достоевского. Произведения Достоевского перед войной были исключены и из учебной программы для ВУЗов. Оказались приостановлены и киноэкранизации Достоевского. Последней лентой, снятой по произведениям писателя, стал фильм 1934 года «Петербургская ночь» с участием Любови Орловой. Ситуация с опалой Достоевского не изменилась и в послевоенные годы. Его творческой реабилитации видимо мало способствовала начатая Сталиным в 1948 году новая, уже послевоенная кампания по борьбе с религией, сопровождаемая очередными арестами священников и закрытием церквей.
Ситуация для творчества Достоевского стала благотворно меняться после смерти Сталина -в период хрущевской оттепели. Федор Михайлович был вновь признан, как в послереволюционные и 20-е годы, великим писателем и возвращен в учебную программу. Можно сказать, что Достоевский, подобно Есенину, Грину, Ильфу с Петровым, Бабелю, Цветаевой, Мандельштаму и многим другим крупнейшим авторам, был литературно реабилитирован. Его произведения возвращаются на сцены театров и экраны кинозалов. В 1957году Георгий Товстоногов поставил в БДТ свой классический спектакль «Идиот», где Мышкина играл Смоктуновский. Один из влиятельнейших кинодеятелей, глава Мосфильма Иван Пырьев, начиная с 1958 года, последовательно экранизировал «Идиота», «Белые ночи» и «Братьев Карамазовых». В 1960 году актер Александр Борисов, выступив в роли режиссера, создал замечательную киноверсию рассказа Достоевского «Кроткая».
Перезахоронение Анны Достоевской можно рассматривать в качестве череды мероприятий советской власти по признанию роли Достоевского в русской культуре. Оно даже является своего рода символом примирения с Достоевским. Все-таки надо признать, что за исключением сравнительно недолгого позднесталинского периода с конца 30-х до начала 50-х годов, государственная власть СССР, признавая свои идеологические разногласия с писателем, в то же время отдавала должное его литературному гению.
« предыдущее . следующее »
Ответ 12 июня 2021, 23:46
Здравствуйте, Павел.
Здравствуйте, Павел.
Гостевые книги для сайтов — сервис G66.ru