lib1917.narod.ru - Гостевая книга
Сайт

Просмотр сообщения

← перейти к гостевой книге
Олеся   10 августа 2009, 00:46  ::
Доброго времени суток!

"Любопытство сгубило кота" (с)
Вот и мне интересно, как сочетается "МЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК" с "радикальностью", да и вот беда, "гибкость мысли", возвышающая (наверное не совсем правильное слово) "человека мыслящего", при должной доле радикализма,теряется.

С уважением, Олеся.
« предыдущее . следующее »
Ответ 18 августа 2009, 16:31
Здравствуйте, уважаемая Олеся! С удовольствием отвечу на Ваш вопрос. Думаю, "мыслящий человек" с радикальностью сочетается всегда, поскольку смелая мысль всегда ломает общепризнанные шаблоны, предлагает новое, является критической и революционной по отношению к существующему. Имеется в виду не только мысль политика, но и мысль изобретателя. Скажем, теория решения изобретательских задач предполагает ставить "идеальный конечный результат" (когда прибора нет, а его функция выполняется). Та же теория изобретательства рассматривает крайние случаи (что будет, если данное воздействие усилить в сто раз? Что будет, если оно исчезнет?), чтобы найти решение проблемы. Мысль Галилея о том, что изучать мир надо исходя из опыта (а не из текстов Аристотеля) - была радикальной и революционной для средневекового общества. Мысль Дарвина об эволюционном происхождении биологических видов радикально перевернула прежние представления о неизменных видах, якобы сотворенных богом. Мысль Эйнштейна, предложившего теорию относительности, была переворотом в физике, научной революцией. Революцию в производительных силах вызывала мысль Дж. Уатта. Революцию в энергетике произвело применение электричества. Но та же лампа накаливания Эдисона не была бы внедрена без политических изменений - к примеру, Ленин и большевики много сделали для электрификации России, предложив план ГОЭЛРО. Таким образом, радикализм и революционность мышления, смелость мысли - всегда плодотворны. Вот что я думаю о сочетании радикализма и мышления. Конечно, плодотворен и полезен для людей не всякий радикализм, а лишь прогрессивный.

Что же касается радикализма и гибкости - думаю, здесь тоже есть точки соприкосновения. Косность, негибкость выражается в первую очередь в преклонении перед существующим, перед повседневностью. В неумении представить себе что-то иное, чем есть сейчас. А мысль революционера (будь то в науке или в политике) - нацелена именно на изменение того, что есть. Гибким, диалектичным - было, например, мышление Карла Маркса, основоположника материалистической диалектики. Гибкость не означает приспособленчества. Радикал может обладать гибкостью мышления, сохраняя свой внутренний стержень и не изменяя своим принципам.