Гостевая книга Людмилы Георгиевны Зыкиной
Сайт

Просмотр сообщения

← перейти к гостевой книге
Нина (Казань)   10 февраля 2012, 09:24  ::
Сегодня 10 февраля - день Памяти Александра Аверкина, большого друга и соратника Людмилы Георгиевны Зыкиной.
Предлагаю поклонникам Людмилы Георгиевны Зыкиной прочитать прекрасный очерк И.Н. Чуркина об Аверкинском фестивале.

Иван Чуркин

СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ АВЕРКИН
ЗАПИСКИ С ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ИМЕНИ А.П.АВЕРКИНА
(САСОВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ИЮНЬ 2011 ГОДА)
НА АВЕРКИНСКОИ ПРОУЛКЕ  
Наша машина вылетает на дорогу, где справа и слева черноземные поля кудрявятся цветом синеглазки, лопушатся кабачками, а по березовым околоткам снуют люди – ягоды собирают. - Здесь время не властно, - бросает короткую фразу Дмитрий Дмитриенко, руководитель ансамбля «Россия», - это земля. - Суеты не приемлет, - вторит ему профессор Светлана Игнатьева. А мы с солисткой Москонцерта Таней Семушиной сидим, помалкиваем. Два часа назад мы с ней встретились после годичного перерыва у подъезда Сасовской гостиницы, и сразу же заторопился разговор, как было в прошлом году хорошо на фестивале Аверкина. Вспомнили Виктора Ивановича Темнова, из-за болячек который в этот раз не приехал на Рязанщину. Вспомнили Валентину Толкунову и ее песни на берегу Цны, среди ромашек и запаха разваристой картошки. Свету Бочкову, которая вот уже второй фестиваль не приезжает и не дает о себе знать. Добрым словом вспомнили Екатерину Семенкину, как она участвовала в открытии первого в России музея русской песни. Ее мужа – уважаемого Николая Васильевича Кутузова, и не подозревали, что через короткое время и он покинет белый свет. И, конечно, говорили о Зыкиной, ее ансамбле. Теперь вот молчим и прислушиваемся, о чем переговариваются Светлана Конопьяновна и Дмитрий Сергеевич. Впереди спешит еще одна машина, а в ней верный друг композитора Аверкина Галина Васильевна, певица Надежда Крыгина, собиратель народных костюмов Сережа Глебушкин, другие музыканты. - Мы только что вернулись из Италии с хором, - рассказывает Светлана Игнатьева. Она вместе с преподавательской деятельности в Гнесинке руководит еще и Государственным Северным русским народным хором. – Принимали нас великолепно, а я в Италии радовалась, что не пропали другие наши прославленные народные коллективы. - У нас с «Россией» возобновились гастроли, после смерти Людмилы Георгиевны были непростые времена, теперь музыканты воспрянули духом, и репетиции, и выступления стали добротными, - рассказывает Дмитрий Дмитриенко. Я согласился с ним, так как буквально месяц назад встретил ансамбль в Храме Христа Спасителя, где он выступал на вручении патриаршей литературной премии, и где Свиридов в исполнении ансамбля звучал отменно. Так, за разговорами и не заметили, как машина нырнула в голубоватые колокольчики, на проселочную дорогу, а там уж рукой подать до неказистой деревушки Шафторка. Вот здесь, в рязанско-мордовской глубинке, родился знаменитый Александр Аверкин, тот самый, что привел на побывку моряка, всполошил девкам сердца и на весь мир рассказал зыкинским голосом, «отчего в поселке у девчат переполох». Именно здесь, на прямом и широком порядке, поросшем высокой травой-муровой, стоит пятистенок, в котором родился и вырос композитор. Галина Васильевна рассказывала как-то, что приехала она в 1996 году вместе с дочкой Александра Петровича Мариной, другом Саши Александром Сергеевичем Тарасовым, руководителями района в Шафторку, долго блуждали по деревне в поисках родительского дома композитора. И нашли. Он по самые окошки врос в землю, но былой приветливости не утерял. Стекла окон поблескивали и рвались на волю из-за зарослей лопухов и полыни. Наличники крепко оберегали взгляд дома. Как долго он дожидался родных, даже намоленные иконки, разукрашенные по-рязански серебристой фольгой, берегли себя для такого случая. - Было такое состояние, будто дом Аверкиных только и ждал нас, когда же мы приедем, когда же мы придем. Мы в прямом смысле вырубали к нему проход, а когда узкая дорожка пролегла, под окнами обнаружили неширокую завалинку, присели на нее, взгрустнули. И тогда положила я в платок горсть земли с завалинки родного дома, чтобы отвезти ее на могилку Александра Петровича. Хотя бы горсть той земли, которую он безмерно любил, про которую он написал в песне: "ведь любовь моя ко всей России от земли рязанской началась!" Как долго он дожидался родных, даже намоленные иконки, разукрашенные по-рязански серебристой фольгой, берегли себя для такого случая. И думать тогда не думали, что настанет время, и родительский дом Александра Петровича Аверкина вновь посмотрит чистыми окнами на улицу, где смеялась и плакала деревенская гармонь в руках шафторского молодца, где, перегоняя друг друга, неслись припевки на все стороны, где потом по этой вот улице неохотно шли мать и сын, собрав нехитрые пожитки в узлы, на большак, чтобы уехать в столицу зарабатывать кусок хлеба. - Не думала я, что дом Саши вновь поднимется, и заскрипит калитка, впуская каждого, кому дороги аверкинские песни. Именно так думал Николай Израйлит, бывший руководитель города Сасова, когда задумывал провести первый фестиваль имени Аверкина. Тогда нашлось такое количество скептиков, что и сам Николай Соломонович временами сомневался: а правда, то ли я делаю, кому это нужно, когда в стране людям ниработать негде, ни есть не на что. А его Людмила Зыкина поддержала и приказала, чтобы не сомневался. Мало, что фестиваль состоялся, скромно сначала, в городских масштабах, так глава города подбил людей, и всем миром восстановили дом композитора в пятидесяти километрах от Сасова. И вот теперь мы в четырнадцатый раз приехали в Шафторку, именно отсюда берет свое начало песенный фестиваль. Ох, как поредели плотные былые ряды местных старух и стариков. Многие из них знали, дружили с Сашей Аверкиным, а теперь… А теперь десяток бывших деревенских красавиц еле-еле принесли себя на аверкинский проулок и сели на скамейки. Одну бабушку мы встретили на подъезде в деревню, предлагали подвезти. - Тороплюсь я, - не сбавляя шага, ответила та, - гостей встречать. Так и семенила старческими ногами в сторону дома Аверкиных. С другого конца деревни два молодых красавца на руках несли к дому композитора согбенную старушку. - Не смогли остановить, с вечера платки примеряла, какой одеть, - рассказали парни потом. – Это бабушка наша, она ходить не может, только что инсульт случился, но приказала: несите на руках, я еще Шурке молодой под гармонь припевала. Это как же я буду дома сидеть? И старухи вместе с приезжими певцам, певицами рассматривали фотографии, что развешаны по восточной стене дома и рассказывают о тех, кто когда-то был здесь, гладили стволы березок, что посадила в свой первый приезд Людмила Зыкина. - Какие выросли, а тень какая, солнышко не страшно, - усаживались под березками местные жители, оберегая почетные места гостям. А почетные гости во главе с Галиной Васильевной Аверкиной ходили по широкой избе, останавливались возле давних фотографий, где композитор совсем молодой, с гармошкой в руках, а возле него рой девчат, возле икон в красном углу – иконы домашние, пред которыми молилась бабушка Варвара и под которыми пела свои любимые песни. На коленях лежала Сашина голова, и бабушка, поглаживая шелковые волосы, вела его голосом в широкие луга, в чужие судьбы, в людскую радость и людское горе. Как потом не вспомнить этот чудный голос и не откликнуться своей чуткой душой. Душой мастера, поэта, композитора. Потому и получились у него не песни – сказы души, где музыке и мыслям просторно, мудрственно. Потому, когда на аверкинский проулок вышла заслуженная артистка России Надежда Крыгина, а в руки взял баян Дмитрий Дмитриенко, люди сначала замерли, а потом подпевали артистке, не вслушиваясь: правильно поют или нет. Сердца по-другому не могли. Как не смогли они не вторить Светлане Игнатьевой и Татьяне Семушиной – неизменным уже на протяжении четырнадцати лет участницам фестиваля, чьи голоса в Сасове стали родными и любимыми. Как не смогли смолчать и не ответить на лукавые частушки Сергея Глебушкина да на чистые, родниковые голоса детей, что приехали попеть к Аверкину его песни. Шумят на ветру зыкинские березки. Бродит по шафторской улице аверкинская песня. Прислушивается деревня к голосам, приостанавливает свой бег прозрачная Цна. Замирает русское сердце России.
« предыдущее . следующее »