Гостевая книга Людмилы Георгиевны Зыкиной
Сайт

Просмотр сообщения

← перейти к гостевой книге
Нина (Казань)   10 февраля 2012, 09:27  ::
(Продолжение)

ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ

Удивительная судьба у песен Александра Аверкина. Мимо них не прошла ни одна талантливая женская душа, а была соучастницей, художницей того действа, которое придумало сердце композитора в соавторстве с поэтом. Чаще всего у Аверкина получалось, что песенная исповедь идет от женского лица, редко в его кладовой появлялись чисто мужские песни. Откуда такое? Отчего так? Знать сердце женщины не каждому дано. Это бездонный, совершенно не объяснимый мир. Знать сердце русской женщины – надо прожить жизнь искренне, откликаясь на все ее повороты. А жизнь эту Александр Петрович изведал с детства. Оставшись без отца, он видел синеватые узелки вен на бабушкиных руках, слышал, как украдкой даже от себя самой она стонала от усталости, но лицо для внука всегда оставалось приветливым и радостным. Он видел, как припухали от слез глаза матери – молодой вдовицы, а слышал только радостный голос. Он знал, как тяжело живет его родная послевоенная Шафторка, но собирались по вечерам женщины и вместо того, чтобы жаловаться, начинали петь. Их много, этих непростых женских судеб, вылилось в музыку Аверкина. Он начинал с них, радостных и тревожных, он и заканчивал свой земной полет ими же, радостными и мудрыми. Вспоминаю 1995 год. Москва, Колонный зал Дома Союза. Союза, как такового, уже не было. Москва и ставшая нищенкой Россия бедствовали, не знали, какой посох будет покрепче и куда идти с сумой за куском хлеба. Крепкий народ остался обобранным, опустошенным, нищим. И в это время приходит к Аверкину пора песен, совсем не похожих на созданные им ранее. Юбилейный вечер композитора собрал многочисленных друзей и поклонников, просторный зал Дома Союза ломился от народа. Все сомнения – придут ли люди? – отпали сами собой, хотя многие деятели искусства пинали тогда ногами русскую песню. Двери концертных залов на тысячу запоров были закрыты перед теми исполнителями, которые еще вчера составляли злато и серебро национального искусства. На этом вечере впервые прозвучала песня Александра Аверкина «Падают листья». Вместе с ансамблем «Россия», под баян Александра Петровича, с листа пела Людмила Зыкина. Я смотрел из зрительного зала на эту пару, и перед глазами стояла одна фотография – молодой Аверкин, молодая Зыкина в воинской части. Их окружили солдаты Таманской дивизии и затаили дыхания: льется, тревожа и волнуя, письмо солдата к матери. Даже тогда, в те давние времена, два молодых сердца могли взволновать другие молодые сердца, а вот сейчас Зыкина и Аверкин не волнуют слушателя – они молитвенно подводят итоги жизни: Всем, кто дружил со мной, Люди, спасибо. Это вам сердце мое говорит. В репертуаре была похожая исповедь: «А я лишь теперь понимаю, как надо любить и жалеть, и прощать, и прощаться». Спето было гениально, а в аверкинской молитве голос не набирает высоты, не плещет раздольем – затаенная грусть мудро и справедливо разливается благодарением. Эта песня никого тогда не оставила равнодушным. Я видел, как склонены были головы музыкантов, как опустил дирижерскую палочку Николай Степанов, как беззвучно повторяла вслед за певицей слова песни моя соседка. И только два человека гордо и открыто смотрели в зрительный зал со сцены – Зыкина и Аверкин. А потом прошло несколько лет, и я услышал молодую солистку Москонцерта Татьяну Семушину. Она без сопровождения спела «Вы куда летите, лебеди?» и буквально разорвала сердца простором и щемящей тоской. Не думал тогда, что и эта исповедь женщины написана Александром Петровичем. Мы сидели после концерта с Таней, и мне было интересно, откуда она, кто она. И спросил тогда ее: имеют ли бабушки-дедушки отношение к музыке? - Мое наследство – две гармони. Оба деда были душевными гармонистами, но свою судьбу с творчеством связала только я. Корни мои вятские по обеим линиям. Каждое лето связано с бабушками, сенокосом, перелетом с Дальнего Востока, где мы жили, в Вятскую губернию. Семья военная, папа – летчик, мама – педагог. Мама пела в любительском хоре. Я частенько ходила на репетиции. Как не спросить молодую красивую девушку, почему ее душа потянулась к народной мелодии, на ней теперь ох как тяжело имя сделать. - То, что голосистая, стало понятно в детстве… Голос низкий, объемный, и как-то сразу были предложены народные песни. С 4 лет на сцене. В меня всегда верили как в певицу, и так случилось, что вопрос выбора профессии у меня не стоял. А народная песня - просто есть ценности, которые дороги и проживаются поколениями и каждым лично. Любая авторская песня, попав в душу, имеет шанс стать народной. Но без педагогов-то куда? - Своему вступлению на профессиональную творческую дорогу я обязана Татьяне Леонидовне Отинко. Это мой первый необыкновенно талантливый педагог, певица и очаровательная женщина. Потом меня учила бесконечно одаренная певица-актриса, душевный друг Любовь Александровна Конаныкина. Благодарна обеим за мое воспитание в течение моей учебы в школе, в музыкальной школе и музыкальной школе-гимназии в г.Спасске-Дальнем Приморского края. Затем было училище искусств в Кирове и бесконечно заботливая, трогательная моя Галина Александровна Насонова.
« предыдущее . следующее »