Гостевая книга сайта "Могилы знаменитостей"
Сайт

Просмотр сообщения

← перейти к гостевой книге
Павел Серов   28 января 2019, 21:55  ::
Здравствуйте, Двамал!
В гостевой вспомнили замечательного композитора Бориса Ивановича Фомина. Я тоже являюсь поклонником творчества этого мастера. Наш уважаемый собеседник NN-chel отметил, что годы его недолгой жизни пришлись на не самый благоприятный для его песен период. Мне все же хочется сказать, что Фомин, к счастью для себя, застал и несколько лет, когда его столь обаятельные и душевные произведения были востребованы. Это было время НЭПа. Тогда песни Фомина были широко популярны и имели заслуженное признание. Это уже лишь с самого конца 20-х началась идеологическая компания «за советскую песню», в ходе которой громились «упаднические» романсы и «пошлые мещанские» фокстроты. Отголосок этой компании можно косвенно проследить, к примеру, и в кино. В комедии Константина Юдина «Близнецы» малосимпатичная героиня, ограниченнная мещанка спрашивает в магазине пластинку Вертинского. Этим как бы показывается уровень пошлости ее художественных потребностей.

Но вот, что интересно. Сами «хозяева страны», являющиеся заказчиками подобных идеологических компаний, считали, что лично на них «низкосортные» произведения не оказывают «разлагающего» влияния. Мы здесь некоторое время назад в гостевой обсуждали факт того, что Утесов пел на кремлевских концертах «С одесского кичмана». Я после этого в нескольких воспоминаниях о Леониде Осиповиче находил свидетельства о его рассказах о том, что ему на правительственных спецконцертах заказывались именно одесские песни. И подобные воспоминания есть не только у Утесова. Вспомним нашу «белую цыганку» Изабеллу Даниловну Юрьеву. Начиная с 30-х ее подвергали разносу за то, что она поет «всякую пошлость», а ее творчество не показывает перспектив «светлого будущего». Изабелла Даниловна рассказывала, что как-раз во время этой компании по «борьбе с пошлостью на эстраде» ее вызвали на концерт для Политбюро. Юрьева вспоминала, что была в растерянности по поводу того, что же ей петь. Но в кремле к ней подошел сам всесоюзный староста Калинин и сказал: Пойте здесь для нас как раз все то, что Вам запрещено ныне петь на большой сцене». И я в данном случае, кстати, абсолютно понимаю всех этих Сталиных, Калининых, Кагановичей и Ворошиловых. Я думаю, что они настолько уставали от всех этих бравурно-пропагандистских маршей на официальных мероприятиях, что на частных встречах им хотелось послушать что-то более человеческое и обаятельное.

Отголоски сталинистской компании по «борьбе с пошлостью на эстраде» возникали всплесками уже и в постсталинскую эпоху. Так, в конце 50-х «эталоном пошлости» был объявлен Марк Наумович Бернес. В статье «Искоренять пошлость в музыке» в «Правде» говорилось: «Пластинки, «напетые» Бернесом распространены миллионными тиражами, являя собою образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шепотом. Этому артисту мы во многом обязаны воскрешением отвратительных традиций «воровской романтики». Кстати, автором этой антибернесовской статьи был композитор – и, должен признать, весьма хороший композитор - Георгий Свиридов.
« предыдущее . следующее »
Ответ 29 января 2019, 21:07
Здравствуйте, Павел.